Критика

Белинский
Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.
— Белинский, Виссарион Григорьевич

В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
— Белинский, Виссарион Григорьевич

Исследования Ю. М. Лотмана

«Евгений Онегин» — трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчёркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах. Иллюзорное представление о «понятности» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, намёков, цитат. Задумываться над стихом, который знаешь с детства, представляется ничем не оправданным педантизмом. Однако стоит преодолеть этот наивный оптимизм неискушённого читателя, чтобы сделалось очевидно, как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа. Специфическая структура пушкинского романа в стихах, при которой любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому, делает метод насильственного извлечения цитат особенно опасным. Во избежание этой угрозы роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым. Простой перечень проблем, которые «ставит» Пушкин в своём произведении, не введёт нас в мир «Онегина». Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина была «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.

Ф.М. Достоевский

- Ф.М.Достоевский
Ф.М. Достоевский называет роман 

«Евгений Онегин» «бессмертной 
недосягаемой поэмой», в которой 
Пушкин «явился великим народным 
писателем, как до него никогда и 
никто. Он разом самым метким, 
самым прозорливым образом отметил 
самую глубь нашей сути…» 
Критик убеждён, что в «Евгении 
Онегине» «воплощена настоящая 
русская жизнь с такой творческой 
силой и такою законченностью, какой 
и не бывало до Пушкина».

Е.А.Баратынский
«Я очень люблю обширный
план твоего «Онегина», но
большее число его не понимает.
ищут романтической завязки,
ищут необыкновенного и, разу-
меется, не находят. Высокая
поэтическая простота твоего
создания кажется им бедностью
вымысла, они не замечают, что
старая и новая Россия, жизнь
во всех изменениях проходит
перед их глазами»

Д.И. Писаев
"Голова несчастной девушки... засорена всякой дрянью";"она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со дня на день, подчиняясь заведенному порядку"; "она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни."



Комментариев нет:

Отправить комментарий